С 28 апреля 2020 года уже вступил в силу Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Более известный он как закон о финмониторинге. И разговоры об вступивших в силу изменениях не умолкают. До сих пор у людей возникают вопросы, связанные с порядком проведения денежных операций.

Нацбанк говорил, что для большинства людей ничего не изменится, ведь 95% операций имеют низкий уровень риска. Правительство утверждало, что изменения в большей части касаются олигархов, чиновников, которые совершают операции на крупные суммы денег. Однако часть людей уже столкнулись с проблемами в связи с принятием нового закона.

С одной стороны Закон якобы упрощает некоторые процедуры. Ведь раньше законодательство предусматривало обязательное внимание банковских и других учреждений на операции, которые превышают 150 тыс. гривен. Также было целых 17 признаков, по которым должна быть финмониторинговая проверка. На сегодняшний день законодатель повысил границу денежной суммы до 400 тыс. гривен и сократил количество признаков, по сути, до четырех. Среди таких признаков закон устанавливает: финансовые операции с публичными лицами, перевод денежных средств за границу, финансовые операции с наличными средствами, а также операции, в которых хотя бы один из участников находится на территории государства, которое ненадлежащим образом исполняет рекомендации международных организаций, привлеченных к борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем.Закон также расширил перечень лиц, которые являются субъектами финмониторинга, однако и сейчас одним из основных субъектов являются банковские учреждения.

У многих возникает вопрос по-поводу перечисления средств на сумму свыше 5 тыс. гривен. При этом многие боятся, что при проведении такой операции средства не пройдут либо будут заблокированы.

Сразу хочу отметить, что нововведения не предусматривают каких-либо сложных действий для безопасного движения средств свыше 5 тыс. гривен. Законодательство гласит, что при совершении операций на сумму от 5 до 30 тыс. гривен необходимо соблюдать лишь некоторые формальности. Относительно плательщика и относительно получателя необходимо чтобы были данные номера счета либо уникального номера электронного платежного средства или уникальный учетный номер финансовой операции.

То есть, если Вы перечисляете средства с карты на другую карту, то никаких рисков быть не может, поскольку все данные сторон идентифицируются. Более проблематичными и рискованными для субъектов финансового мониторинга являются операции с так называемыми электронными кошельками. При этом на сегодняшний день довольно популярны подобные операции. Также возможен риск при перечислении средств с помощью терминалов самообслуживания, которые не идентифицируют клиента по номеру телефона или другим способам.

Что касается возможных последствий финмониторинга, то в дальнейшем всех ожидает серьезный контроль движения наличных средств, блокировка счетов до выяснения чистоты финансовых операций, а также необходимость детального документального пояснения рискованных, по мнению банка транзакций. Также стоит отметить, что для субъектов первичного финансового мониторинга  установлены достаточно крупные штрафы за невыполнение своих обязательств по финмониторингу. Исходя из этого, банковским учреждениям проще признавать рисковыми различные операции и требовать каких либо действий от клиента для подтверждения чистоты финансовой операции, нежели потом платить штрафы. И наиболее простым и понятным является блокировка денежных средств на банковском счету. Последствия таких действий со стороны банка являются разными для каждого. Примером, возможна передача информации о клиенте и операции в налоговую и правоохранительные органы.

Необходимо помнить, что не все действия со стороны банка являются законными. В случае возникновения проблем из-за финмониторинга и признания операций рискованными, советую незамедлительно обращаться к адвокату. Поскольку предельно важно не игнорировать требования банка и предоставлять пояснения и необходимые документы в расшифровку той или иной финансовой операции, что бы избежать передачи материалов в контролирующие органы.

Мною, как адвокатом, предоставляется помощь в делах о признании финансовых операций рискованными по новому закону о финмониторинге. С помощью адвоката Вы сможете подготовить пояснения для субъекта финмониторинга и добиться разблокировки счетов и осуществления дальнейших операций.