Проанализировав тенденции изменений в регистрации предприятий (ООО, ЧП) за последние несколько лет, прихожу к положительному выводу – стало все-таки проще.

На сегодняшний день простой обыватель может самостоятельно, не тратя огромное количество времени, сил и нервов, зарегистрировать частное предприятия или общество с ограниченной ответственностью, поставить на учет в налоговой и органах Пенсионного фонда.

Хотя в ряде случаев прибегнуть к услугам юриста в отрасли регистрации предприятий не помешало бы. Особенно если будущий бизнесмен желает грамотно составить учредительные документы (в первую очередь Устав), поскольку в дальнейшей хозяйственной деятельности предприятия они будут предметом внимательного изучения налоговых органом, банков при оформлении счетов, получении кредитов, правоохранительных органов во время проверок и т.д.

Кроме того, желающие сэкономить время и начать свою деятельность как можно быстрее, все равно не смогут зарегистрировать свою фирму так быстро, как это сделает специалист, занимающийся подобными вопросами каждый день.

Но вернемся к изменениям в законодательстве.

За последние годы значительно упростилась процедура регистрации ООО, ЧП, а точнее, стала быстрее.

Раньше на регистрации предприятия уходило от 2 недель и более, сегодня – 3-5 дней, хотя есть примеры и регистрации ООО с постановкой на учет во все органы, получением печати за 2 рабочих дня!!!

К удобству клиента сократился список документов и перечень органов, в которых нужно становиться на учет.

С 01.07.2010 года регистрации ООО, ЧП является завершенной с момента постановления на учет налоговыми органами, Пенсионным фондом и получении от них справок об этом. Становиться на учет в фондах соцстраха теперь не нужно.

С 01.01.2011 года для изготовления печати не нужно получать специальное разрешение на это, достаточно лишь выписки с госреестра о регистрации Вашего предприятия (на практике печать изготовляется за несколько часов).

С 01.04.2011 года также произошло ряд изменений:

— вместо свидетельства о регистрации ООО, ЧП, выдается выписка с ЕГРПОУ;

— не требуется заверять у нотариуса подписи на учредительных документах (однако на практике при открытии счета банки требуют предъявить Устав с заверенными подписями);

— отменен минимальный размер уставного капитала (в качестве уставного фонда все равно какую-то сумму указывать необходимо, как правило, в протоколе общего собрания делается приписка о том, что такая сумма будет сформирована в течение года. То есть, возможно проведение регистрации без внесения предварительно какой-либо суммы);

— возможна регистрация предприятия на основе модельного Устава, утвержденного Кабинетом Министров Украины (это очень удобно для регистрации небольшого предприятия, не имеющего каких-то особенностей в структуре органов управления или видов деятельности). Место устава учредители подают решение о создании ООО, где указаны данные о названии предприятия, виды деятельности, размер уставного фонда и порядке его формирования. На практике регистрация ООО на основе модельного Устава проходит значительно быстрее. О том, что предприятие работает без Устава, делается пометка в выписке с ЕГРПОУ.;

С 01.01.2012 года введен в действие новый классификатор видов экономической деятельности КВЭД в связи с этим, ряд предприятий были вынуждены пройти перерегистрации по части видов хозяйственной деятельности.

2013 год. Возможна регистрация предприятия и ведения хозяйственной деятельности без последующего получения печати. Однако органы налоговой инспекции требуют ее проставление при заполнении налоговых накладных на НДС.

Изменена процедура электронной регистрации предприятий без привлечения нотариуса. Для этого используется электронно-цифровая подпись под заполненными регистрационными формами, и при заверении учредительных документов нового предприятия. И если на практике регистрация ООО на основе модельного устава идет полным ходом, то электронное оформление документов массово не происходит. Обыватель традиционно доверяет бумажному оформлению документов.