Порядок уголовного судопроизводства в Украине определяется уголовно процессуальным законодательством. Статья 214 УПК Украины отмечает обязанность следователя, прокурора в течение 24 часов после сообщения об уголовном правонарушении внести сведения в ЕРДР. Однако в реальной жизни не всегда все происходит так, как гласит закон. Довольно часто слышим истории о затягивании внесения данных в ЕРДР либо вовсе игнорирования жалоб людей и бездействии.

Что касается понятия «бездействия с невнесения сведений в ЕРДР», то его растолковал ВССУ в информационном письме от 09.11.12 N 1640/0/4-12. Согласно разъяснениям ВССУ, бездействием является невнесение сведений об уголовном правонарушении в ЕРДР в течение 24 часов после получения заявления или сообщения о правонарушении. Хотя суд не указал ничего нового, однако дал четко понять нижестоящим судам в чем же именно проявляется нарушение прав заявителя в уголовном производстве.

Прежде всего, отмечу, что сообщать об уголовном правонарушении лучше сразу в прокуратуру, подав официально заявление, сделав отметку о времени и дате получения органами прокуратуры данного заявления. Ведь именно с момента получения заявления о правонарушении отсчитываются сроки на внесение ведомостей в Реестр, а также на дальнейшее обжалование бездействия сотрудников правоохранительных органов. Согласно УПК срок на обжалование бездействия в рамках национального судопроизводства составляет 10 дней с момента бездействия либо с момента вручения Вам постановления об отказе в открытии уголовного дела.

Для того, чтобы обжаловать бездействие хранителей закона, стоит внимательно отнестись к соблюдению 10-дневного срока на обжалование, сохранять доказательства получения прокуратурой заявления о правонарушении, предметом обжалования указывать именно на бездействие в рамках ст. 303 УПК.

Относительно бездеятельности правоохранительных органов существует практика Европейского суда. Примером является дело «Утвенко и Борисов против России», в котором заключенные жаловались прокурору на жестокое обращение, однако уголовное делу по этому факту так и не возбудили. Национальный суд также не защитил права граждан, а принял позицию сотрудников правоохранительных органов. В связи с этим была подана жалоба в ЕСПЧ. В своем решении по этому делу Европейский суд признал нарушение ст. 3 Конвенции, а также напомнил, что отказ национальных органов власти начать уголовное расследование указывает на невыполнение государством процессуальной обязанности по обеспечению эффективного расследования.

Как видим, национальные суды, и правоохранительные органы не всегда защищают права граждан и соблюдают гарантии, предусмотренные национальным законодательством и международными актами.

Поэтому, если Ваши права нарушены, а на государственном уровне Вам не удается их защитить, всегда возможно восстановить справедливость в Европейском суде по правам человека, который, прежде всего, руководствуется принципом реального доступа лица к правосудию и правовой определенности.