Вопрос корректировки таможенной стоимости ввозимых на территорию Украины транспортных средств по-прежнему является актуальным. Ведь таможенники никак не хотят пропускать автомобили по заявленной таможенной стоимости. Большинство людей, купивших за границей транспортное средство, сталкиваются с проблемой его растаможки, ведь таможня может скорректировать стоимость товара в разы и платить налоги с такой цены совсем не хочется.

Однако не все понимают, что действия сотрудников таможни не всегда правомерны и обоснованы. Но хочу сказать, что не стоит соглашаться с корректировкой таможенной стоимости ввозимого товара, ведь в суде можно добиться справедливости и растаможить товар по реальной заявленной стоимости, не переплачивая при этом огромные суммы денег.

На данный момент существует множество судебных решений относительно обжалования действий таможни с корректировки таможенной стоимости. С каждым новым решением суда, принятым в пользу граждан, сотрудники таможни берут на вооружение новую причину корректировки стоимости товара.

В последнее время все чаще в решении о корректировке указано, что при проверке таможенной стоимости сработала система управления рисками АСАУР. Мало кто знает, что это и как это работает. При этом многие соглашаются с такой трактовкой.

Прежде всего, необходимо понять, что у органов таможни должно быть обоснованное сомнение в правильности определения таможенной стоимости. Это главное условие, при котором органы таможни могут совершать действия для определения действительной таможенной стоимости. К такому заключению пришел Верховный Суд в постановлении от 29.08.2019 года.

Сотрудники таможни часто пишут, что требовали дополнительные документы для подтверждения стоимости товара, однако человек не предоставил их. В то же время ВС в постановлении от 22.08.2019 года по делу №810/2784/18 указал, что истребовать органы таможни могут лишь те документы, которые действительно смогут подтвердить таможенную стоимость, а не все документы, перечисленные в ст. 53 Таможенного кодекса. Более того, в данном постановлении указано также, что непредоставление полного перечня документов может быть основанием для корректировки таможенной стоимости не за основным методом (по стоимости товара) лишь в том случае, когда поданных документов недостаточно либо они не опровергают сомнений в достоверности заявленной стоимости.

Что касается срабатывания системы управления рисками АСАУР, на которую ссылаются таможенные органы, то правомерность такой причины корректировки рассматривал ВС в деле № 260/718/19. В постановлении по делу от 25.02.2020 года ВС пришел к заключению, что срабатывание системы управления рисками АСАУР является всего лишь рекомендацией сотрудникам таможни более детально изучить поданные документы. Это не может быть безусловным основанием для отказа в оформлении товара за заявленной таможенной стоимостью. ВС указал, что такая информационная база не содержит всех объективных данных относительно импортированных товаров, которые подтверждаются документально. Более того, в данном постановлении Суд отметил, что таможенный орган должен предоставить пояснения относительно произведенной корректировки  на объемы партии идентичных или подобных (аналогичных) товаров, условий поставки, коммерческих условий и т.д. и указать подробную информацию и источники, которые использовались таможенным органом при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров с применением второстепенных методов.

Как видите, действия таможни далеко не всегда соответствуют требованиям законодательства. Поэтому такие незаконные действия, которые проявляются в корректировке таможенной стоимости, стоит обжаловать в судебном порядке. Мною предоставляется помощь в обжаловании действий таможенных органов.