Кредитирование населения имеет важное социально-экономическое значение. В связи с тяжелым экономическим, люди все чаще обращаются в банк за получением кредита для более полного удовлетворения своих потребностей. В то же время с каждым годом возникает все больше судебных разбирательств, связанных с защитой прав заемщиков. Ведь самым эффективным способом защиты остается обращение с иском в суд.

Одним из оснований обращения в суд является оспаривание потребителями несправедливых условий кредитного договора. Достаточно часто банки в договорах указывают условия, которые противоречат принципу справедливости договора, ссылаясь на свободу заключения договора.

Конечно же, одним из основополагающих принципов частноправовых отношений является принцип свободы договора. Но, вместе с тем, указанная свобода имеет свои ограничения – пределы действия данного принципа определяются критериями справедливости, добросовестности, пропорциональности, а также разумности.

Одним из национальных законодательных актов, который защищает права заемщиков, есть Закон «О защите прав потребителей», в котором указаны общие правовые основы предоставления финансовых услуг. Его целью является создание правовых основ для защиты интересов потребителей, в том числе и финансовых услуг, а также развитие конкурентного рынка финансовых услуг в Украине.

Очень часто в силу неосведомленности, отсутствия понимания принципов работы финансовых учреждений, для потребителя существует риск по ошибке или в результате введения его в заблуждение приобрести кредитные услуги, в которых он не нуждается. Поэтому государство со своей стороны по возможности обеспечивает особую защиту более слабого субъекта экономических отношений, а также условия для равности сторон путем определения особенностей договорных отношений в сфере кредитирования. Также с этой целью государством неким образом ограничивается действие принципа свободы договора. Подобные гарантии осуществляются через особый порядок заключения кредитных договоров, порядка их оспаривания, контроля за понесением ответственности сторонами договора.

Также кредитные отношения урегулированы Международными актами, в частности Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 09.04.1985 года № 39/248 «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». В указанном документе констатировано неравность положения потребителей с точки зрения экономических условий, уровня образования и прочих критериев. Исходя из такого неравенства, сформулированы основные принципы для защиты прав потребителей (заемщиков), среди которых определено содействие в борьбе с недобросовестной деловой практикой предприятий.

Национальные суды в принятии решений учитывают международную практику и международные акты.

В январе этого года Верховным судом было принято важное решение в сфере кредитных отношений. В своем решении ВС указал на незаконность включения в договор несправедливых условий. Также ВС признал ничтожными условия кредитного договора, которые предусматривают оплату за действия, которые не являются услугами банка в понимании Закона «О защите прав потребителей». В конкретном случае подобным условием была ежемесячная оплата за предоставление финансового инструмента, без указания перечня оплачиваемых услуг, что противоречило законодательству.

В любом случае существует множество подобных условий, которые могут быть несправедливыми и незаконными. И каждый кредитный договор нужно рассматривать отдельно на предмет его справедливости.

С этим вопросом Вы можете обратиться к опытному адвокату, который предоставит помощь в защите Ваших прав в сфере кредитных отношений и спорах с банками.