С 23 мая 2020 года вступил в законную силу Закон №466, которым внесены изменения в Налоговый кодекс Украины. Нормами закона №466 внесены изменения, в частности, в порядок регистрации, перерегистрации и аннулирования регистрации плательщиков НДС.

Данные изменения, как говорит законодатель, касаются усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несостыковок в налоговом законодательстве. Однако уже многие предприниматели поддали критике данные изменения.

Прежде всего, стоит отметить, что не обязательно быль плательщиком НДС. Законодательство предусматривает, что обязательная регистрация плательщиком НДС необходима лишь в том случае, когда общая сумма от совершенных операций, насчитанная (перечислена) предпринимателю за 12 месяцев совокупно превышает 1 млн. гривен без НДС. Если предприниматель вышел за рамки дозволенного дохода, то ему необходимо обратиться в налоговую и стать на учет как плательщик НДС.

Что касается порядка регистрации плательщиком налога, то он несколько изменился. Изменены сроки подачи заявления на добровольную регистрацию плательщиком НДС. Если ранее необходимо было обратиться в контролирующий орган не позднее, чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого предприниматель будет считаться плательщиком налога на добавленную стоимость, то сейчас этот срок немного увеличили. Заявление нужно подать за 10 календарных дней до начала нового налогового периода. Такой же срок для подачи заявления установили и для плательщиков единого налога, которые хотят изменить ставку и быть плательщиками НДС.

Важным моментом является то, что подать соответствующее заявление сейчас можно только в электронной форме. Если раньше был выбор: бумажная или электронная, то сейчас законодатель ограничил право выбора формы обращения. При этом необходимо соблюдение требований законов «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронных доверительных услугах». Предприниматель может подать такое заявление через личный кабинет с помощью идентификации  электронной цифровой подписью. То есть обязательным есть оформление ЕЦП и соответственно обратиться в контролирующий орган можно только лично, ведь доверять кому-то свою ЕЦП не рекомендую.

Что касается новосозданных предпринимателей, то здесь ситуация попроще. Предприниматель может подать заявление о регистрации плательщиком НДС регистратору вместе со всеми документами для регистрации самого предпринимателя. При таком варианте, у контролирующего органа есть 3 дня на рассмотрение Вашего обращения. При этом порядок и процедура рассмотрения такого обращения ничем не отличается от порядка рассмотрения заявлений, поданных в электронном виде.

Что касается аннулирования регистрации плательщиком НДС, то оно происходит автоматически в случае регистрации прекращения деятельности предпринимателя или при внесении записи о применении упрощенной системы налогообложения. Такое аннулирование совершается самостоятельно контролирующим органом на основании соответствующих сведений о плательщике налога.

Как видим, нововведения предусматриваю электронный документооборот, что с одной стороны очень удобно, а с другой стороны – приносит определенные неудобства тем предпринимателям, которые привыкли к бумажной форме документом и которым сложно перестроиться. Но все же закон принят, и его нормы необходимо соблюдать. Если же у Вас возникли какие-либо вопросы, связанны с предпринимательской деятельностью, то мною как адвокатом по налоговому праву предоставляются консультации по поводу предпринимательской деятельности.