На сегодняшний день в Украине штрафов со стороны Государственной инспекции труда боятся больше чем Налоговой инспекции и это не удивительно, поскольку цифры говорят сами за себя. Так, за недопуск к проверке уполномоченных лиц инспекции труда штраф – 372 300 гривен; допуск к трудовым отношениям работника без заключения с ним трудового договора, а также выплата заработной платы без начисления и уплаты единого социального взноса (ЕСВ) и налогов  по – 111 690 гривен штрафа за каждого сотрудника, нарушение сроков уплаты заработной платы – 11 169 гривен и т.д.

Очевидно, что наличие таких огромных штрафных санкций, заставляет быть предельно внимательным.

Если проанализировать практику работы инспекции труда, то самым распространенным штрафом является допуск к трудовым отношениям работника без заключения с ним трудового договора (контракта).

Поэтому нужно быть предельно внимательным при заключении гражданско-правовых контрактов (договоров) между физическим лицом – предпринимателем, юридическим лицом и  физическим лицом с другой стороны на предоставление услуг, оказание помощи.

Однако стоит отметить, что уже сложилась определенная практика работы инспекции труда по части трактовки, имеют ли место гражданско-правовые или трудовые отношения в каждом конкретном случае. И к сожалению, эта практика не в пользу бизнеса. Наперед скажу, что необходимо крайне внимательно выписывать в гражданско-правовых контрактах взаимные права и обязанности сторон. Но все же, нужно понимать, что практически 100% договоров с физическими лицами проверяющий инспекции труда трактует, как уклонение от заключения трудового договора, путем маскирования гражданско-правового контракта под трудовой договор. Это реальность и с этим необходимо смириться, но не опускать руки.

Отменить постановление о наложении штрафа за нарушение трудового законодательства можно лишь в судебном порядке. Административную процедуру обжалования действий инспекции в вышестоящую инстанцию я не рассматриваю как эффективный способ защиты нарушенных прав.

Итак, постановлению о наложение штрафа предшествует акт проверки соблюдения трудового законодательства. В нем желательно если и расписываться, то с замечаниями по части несогласия с выявленными нарушениями законодательства о труде. Можно также свои замечания изложить отдельными пояснениями и направить их на адрес инспекции труда. Это имеет смысл только, если такие замечания составлены адвокатом, специалистом в отрасли трудового права и обжалования (отмены) решений инспекций труда. Последняя практика такой переписки показала, что в результате итоговое постановление о наложении штрафа за нарушения законодательства о труде имело меньший перечень правонарушений и, как следствие, суму штрафа.

Оказывая юридические услуги по части обжалования и отмены постановлений инспекции труда о наложении штрафов за нарушение трудового законодательства, необходимо обратить внимание на буквальное содержание того договора (контракта), что послужил поводом для наложения взыскания.

Необходимо помнить, что согласно с положениями гражданского законодательства, толкование условий сделок в случае спора осуществляется сторонами, а при недостижении согласия – судом. Таким образом, нужно, чтобы обе стороны гражданско-правового договора рассматривали его исключительно в таком ключе, и никак не как трудовые отношения. Примером, допрос контрагента по договору в судебном процессе об отмене постановлении инспекции труда будет весьма уместным. В таких случаях судебная практика становиться на сторону истца, кроме того, большое внимание уделяется способам, размерам и срокам оплаты по гражданско-правовым договорам и фактическому бухгалтерскому отображению этих сделок.

Также, есть много других нюансов и способов доказывания факта того, что трудовых отношений с физическим лицом не было, а имела место реализации условий гражданского контракта. Однако, все эти тонкости могут быть раскрыты с ходе предоставления много услуг адвоката связанных с обжалованием, отменой постановления инспекции труда о наложении штрафа.