На сегодняшний день в Украине штрафов со стороны Государственной инспекции труда боятся больше чем Налоговой инспекции и это не удивительно, поскольку цифры говорят сами за себя. Так, за недопуск к проверке уполномоченных лиц инспекции труда штраф – 372 300 гривен; допуск к трудовым отношениям работника без заключения с ним трудового договора, а также выплата заработной платы без начисления и уплаты единого социального взноса (ЕСВ) и налогов  по – 111 690 гривен штрафа за каждого сотрудника, нарушение сроков уплаты заработной платы – 11 169 гривен и т.д.

Очевидно, что наличие таких огромных штрафных санкций, заставляет быть предельно внимательным.

Если проанализировать практику работы инспекции труда, то самым распространенным штрафом является допуск к трудовым отношениям работника без заключения с ним трудового договора (контракта).

Поэтому нужно быть предельно внимательным при заключении гражданско-правовых контрактов (договоров) между физическим лицом – предпринимателем, юридическим лицом и  физическим лицом с другой стороны на предоставление услуг, оказание помощи.

Отменить постановление о наложении штрафа за нарушение трудового законодательства можно лишь в судебном порядке. Административную процедуру обжалования действий инспекции в вышестоящую инстанцию я не рассматриваю как эффективный способ защиты нарушенных прав.

Позитивным моментом является то, что судебная практика показывает, что суды все-таки пытаются индивидуально подходить к рассмотрению таких дел, а это значит, что существует вероятность получения решения в Вашу пользу.

Итак, постановлению о наложение штрафа предшествует акт проверки соблюдения трудового законодательства. В нем желательно если и расписываться, то с замечаниями по части несогласия с выявленными нарушениями законодательства о труде. Можно также свои замечания изложить отдельными пояснениями и направить их на адрес инспекции труда. Это имеет смысл только, если такие замечания составлены адвокатом, специалистом в отрасли трудового права и обжалования (отмены) решений инспекций труда. Последняя практика такой переписки показала, что в результате итоговое постановление о наложении штрафа за нарушения законодательства о труде имело меньший перечень правонарушений и, как следствие, суму штрафа.

Оказывая юридические услуги по части обжалования и отмены постановлений инспекции труда о наложении штрафов за нарушение трудового законодательства, необходимо обратить внимание на буквальное содержание того договора (контракта), что послужил поводом для наложения взыскания.

Необходимо помнить, что согласно с положениями гражданского законодательства, толкование условий сделок в случае спора осуществляется сторонами, а при недостижении согласия – судом. Таким образом, нужно, чтобы обе стороны гражданско-правового договора рассматривали его исключительно в таком ключе, и никак не как трудовые отношения. Примером, допрос контрагента по договору в судебном процессе об отмене постановлении инспекции труда будет весьма уместным. В таких случаях судебная практика становиться на сторону истца, кроме того, большое внимание уделяется способам, размерам и срокам оплаты по гражданско-правовым договорам и фактическому бухгалтерскому отображению этих сделок.

Прежде всего при рассмотрении споров об отмене предписания или постановления органов Гоструда, суды обращают внимание на основания для проведения проверки. Стоит отметить, что плановые проверки Управление Гоструда включает в годовой план проверок. И о плановом посещении Вас обязаны предупредить не позднее, чем за 10 дней. Что касается внеплановых проверок, то о них не обязаны предупреждать, но они проводятся только в случае законных оснований для этого.

По этому поводу в Постановлении ВС от 19.10.2018 года по делу № 805/3137/17-а указано, что при оценивании решения/предписания должностного лица органов Гоструда, важно выяснить не только правомерность требований такого решения/предписания, но и соблюдение процедуры проведения такой проверки. Нужно учитывать, на каком основании было назначено проверку, есть ли соответствующий распорядительный документ, предмет проверки, уведомление субъекта хозяйствования о проверке и т.д. Также суд указал, что при отсутствии правовых оснований для проверки, предписание подлежит отмене без предоставления ему правовой оценки.

Кроме того, суд учитывает нарушения контролирующим органом порядка сообщения субъекта о времени рассмотрении дела о наложении штрафа. Требования об уведомлении о рассмотрении дела указаны в Порядке наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденного Постановлением КМУ от 17.07.2013 года. Так, существует положительная практика выигранных дел на подобных основаниях.

Также в множестве случаев суд удовлетворял заявление об отмене предписания и постановления Управления Гоструда на основании отсутствия  надлежащих доказательств нарушения трудового законодательства, а также если Гоструда не предприняли меры для выяснения всех обстоятельств дела. При отсутствии доказанности нарушения, оснований для принятия Постановления/предписания нет.

Также, есть много других нюансов и способов доказывания факта того, что трудовых отношений с физическим лицом не было, а имела место реализации условий гражданского контракта. Однако, все эти тонкости могут быть раскрыты с ходе предоставления много услуг адвоката, связанных с обжалованием, отменой постановления инспекции труда о наложении штрафа.