Многие пенсионеры, которые ранее работали на работах с вредными и опасными условиями труда, списком №1,2 работ, должностей, профессий, сталкиваются с проблемой отказа органов Пенсионного фонда Украины в назначении льготной пенсии. Причиной отказа во многих случаях является отсутствие аттестации рабочих мест на предприятии, где работал пенсионер. Поскольку льготный стаж подтверждается результатами аттестации рабочих мест. На это и ссылаются органы Пенсионного фонда при отказе в назначении льготной пенсии.

Предприятия, которые предоставляют работу с вредными и опасными условиями труда, не заинтересованы в проведении аттестации рабочих мест, поскольку для предприятия это дополнительные расходы. Значительно проще работать без этого, особенно, если государство не контролирует и не обязывает их аттестовывать  рабочие места. Особенно остро стоит такая проблема на предприятиях, работающих в зоне Чернобыльской АЭС.

Соглашаясь на подобную работу, человек, как правило, руководствуется хорошим окладом и ожиданием пораньше выйти на пенсию. Но не всегда сотрудники знают об отсутствии аттестации рабочих мест, а если и знают, то не в силах что-либо сделать, чтобы исправить указанную ситуацию. В итоге люди работают и надеются, что и без аттестации смогут получить право на пенсию на льготных условиях. Однако когда наступает время пенсии, все задаются вопросом: а что же делать? Многие просто опускают руки и ждут обычной пенсии по возрасту, некоторые судятся с Пенсионным фондом. Но до недавнего времени мало кому даже в судебном порядке удавалось защитить свое право на льготную пенсию.

Совсем недавно рассматривалось дело одного из граждан Украины, которому также не удалось выйти на пенсию на льготных условиях. Дело дошло до Кассационного административного суда, который в свою очередь для принятия правильного решения обратился к Большой Палате Верховного Суда для разъяснения взаимосвязи между наличием аттестации рабочего места и возможностью получения льготной пенсии. Кассационный административный суд решил, наконец, отойти от прежней правовой позиции и указать, что факт отсутствия аттестации рабочего места, где работал пенсионер, непосредственно не влияет на право такого гражданина на получение льготной пенсии.

Кассационный административный суд указал, что факт и своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда не зависит от сотрудников и не может лишить человека его конституционного права на социальную защиту, в том числе на получение пенсии на льготных условиях.

Кроме того, Кассационный административный суд напомнил о принципе законных ожиданий, связанных с имуществом. Суд ссылался на практику Европейского суда. К примеру, в деле «Суханов и Ильченко против Украины» ЕСПЧ указал, что если суть требований человека связана с имущественным правом, то человек может считаться таким, что имеет законные ожидания, если для такого права в национальном законодательстве существуют достаточные основания. Право на льготную пенсию вполне можно считать законными ожиданиями, поскольку человек знает, что работает на работах по Списку №1 или №2 и надеется выйти на пенсию на льготных условиях. Кроме того, у работников нет полномочий, с помощью которых, они могли бы инициировать проведение аттестации рабочего места. Указанный процесс полностью является ответственностью работодателя, который, по сути, должен быть под контролем у государства.

Как видите, шанс восстановить свои права есть. После обращения Кассационного административного суда к Большой Палате ВС есть вероятность, что Верховный Суд сформирует новую значимую судебную практику в пользу граждан.

Таким образом, если Вы имеете желание досрочно выйти на пенсию согласно Списка № 1 или 2, а Пенсионный фонд отказывает в этом, либо предприятие не выдает соответствующей справки, обращайтесь к адвокату специализирующемуся на спорах с Пенсионным фондом Украины.