Еще в конце 2018 года был принят Закон «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений». Этим законом среди всего прочего законодатель предусмотрел уголовную ответственность за вождение транспортного средства в состоянии опьянения. Изначально планировалось, что изменения вступят в силу с 1 января 2020 года, в дальнейшем срок уголовной ответственности за такие действия было отсрочено до 1 июля 2020 года. Но понимать серьезность и степень ответственности нужно уже сейчас, поскольку законодатель не только изменил административную ответственность на уголовную, но и поменял порядок расследования указанных действий.

В новой редакции Уголовного кодекса предусмотрена ст. 286-1, которая и содержит ответственность за вождение в состоянии опьянения. По сути, норма ст. 130 Кодекса об административных правонарушениях кардинально не изменилась, просто переместилась в Уголовный кодекс.

Интересно, что ранее Кодекс об админправонарушениях устанавливал также наказание за нетрезвое управление, как автомобилями, так и маломерными (речными) судами. Однако криминализация коснулась лишь управления транспортными средствами. Видимо, это связано с тем, что количество правонарушений, совершенных при вождении автомобиля более масштабно.В целом, Уголовный кодекс будет предусматривать ответственность за:

·    Вождение в состоянии любого вида опьянения либо под действием лекарственных аппаратов, снижающих концентрацию внимания;

·     Отказ водителя от освидетельствования на состояние опьянения;

·  Допуск к управлению автомобилем лица в состоянии опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих концентрацию внимания;

·  Употребление водителем автотранспортного средства после остановки сотрудниками полиции до момента прохождения освидетельствования алкогольных напитков, наркотических веществ либо лекарств на их основе (кроме тех, что назначены лечащим врачом либо официально утвержденных в списке лекарств автомобильной аптечки);

·  Употребление водителем алкоголя либо наркотических веществ после ДТП.

В противовес ст. 130 КУоАП, которая существовала раньше, штрафы станут выше, а именно от 17000 грн. до 51 000 грн., а также лишение прав на срок до 3х лет. Однако самым важным для водителей являются даже не штрафы, а то, что теперь это будет уже уголовный проступок, а не просто административное правонарушение.Самым неприятным последствием рассматриваемого нарушения, является получение судимости. Поскольку информация о привлечении к уголовной ответственности хранится на протяжении всего времени, а многие должности на государственной службе предусматривают отсутствие судимости. Таким образом, у человека появляются новые проблемы и ограничения.

Также с внесением изменений расследование уголовных проступков, в том числе и вождения в состоянии опьянения, будет проводиться в форме дознания. Теперь срок расследования указанного проступка, как и всех остальных уголовных проступков, составляет не больше месяца.

Стоит отметить, что на данный момент в уголовном законодательстве отсутствует механизм освидетельствования водителя на состояние опьянения. КУоАП предусматривал основные аспекты данной процедуры в ст. 266, однако, переместив деяние в уголовный кодекс, законодатель упустил такой важный момент.

Одновременно, стоит помнить, что доказательства будут признаны допустимыми, если они собраны не в порядке, установленном Уголовным процессуальным кодексом. При этом, отсутствие процедуры освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, лично у меня вызывает большие вопросы относительно данной процедуры как таковой. Также есть вероятность того, что сотрудники полиции начнут злоупотреблять своими полномочиями и начнут практиковать доставку водителя в отделение с задержанием на 3 часа для составления протокола и совершения других необходимых действий. Также в практику может войти изъятие автомобиля. То есть, есть определенные риски при криминализации рассматриваемого деяния.

Положительные моменты все-таки есть. Так, теперь наказание за проступок не является четким и устоявшимся. Теперь ответственность может варьироваться, а значит можно бороться за минимизацию наказания в зависимости от степени опьянения, последствий, вины водителя.

В целом нельзя назвать такую реформу совершенной. Уголовное законодательство пополнилось еще одним проступком, однако не хватает некоторых норм, которые помогут должным образом реализовать расследование такого проступка, как вождение в состоянии опьянения.