На сегодняшний день адресная социальная помощь населению является важным инструментом для преодоления бедности. Социальные выплаты гарантированы государством определенным слоям населения. Такая помощь разделяется на много видов, в зависимости от цели назначения.

Вместе с тем, бюджет нашего государства не позволяет выплачивать соц. помощь всем, кто в этом нуждается (ведь таких много, но критерии назначения выплат постоянно ужесточаются). Для определения нуждающихся в понимании действующего законодательства созданы определенные службы и инспекторы, на которых возложены функции контроля в данной сфере.

Необходимо отметить, что с каждым годом интересы нуждающихся в помощи все меньше учитываются. В первую очередь, сейчас достаточно сложно получить ту или иную социальную выплату. Также очень часто социальные службы производят проверки и перерасчет соц. выплат. При этом достаточно много случаев, когда государство желает взыскать уже выплаченную социальную помощь с тех или иных оснований. В Украине даже существует Порядок возврата средств, излишне выплаченных по назначенной государственной социальной помощи. Данный документ предусматривает ряд случаев, когда государство может вернуть деньги. Это выявление предоставления гражданами сознательно фальшивых документов, документов с неправильными сведениями или сокрытие достоверных данных о доходах, имущественном положении и другие обстоятельства, влияющие на установление права на социальную помощь и определения ее размера; выявление ошибки в расчете размера назначенной социальной помощи; и т.п.

С предоставлением заведомо недостоверных данных все более-менее понятно и здесь вопросов не так много. Стоит только помнить, что в таком случае ответственность может быть не только на уровне возврата незаконно полученных средств, а и в виде уголовной ответственности за мошенничество. К заключению о наличии состава уголовного правонарушения в действиях лиц, которые подают заведомо ложные данные для назначения соц выплат, пришел Верховный Суд в постановлении от 16.11.2020 года.

Что касается возврата излишне начисленных средств в качестве соц. помощи, то здесь возникают вопросы. С одной стороны, законодательство нашей страны предусматривает порядок возврата таких средств. Но, с другой стороны, это некое нарушения прав человека. Получив социальную выплату в определенном размере, человек правомерно рассчитывает распорядиться такими средствами. Эти деньги становятся его имуществом. Европейский суд по правам человека в подобной ситуации решил все-же защитить права человека. В решении по делу «Казарин против Италии» ЕСПЧ отметил, что возврат уже выплаченных средств, а также перерасчет предоставленной социальной помощи являет собой вмешательство в права человека, гарантированы ст.1 Протокола 1 Конвенции. Ведь имущество в понимании Конвенции также составляет пенсия и другие выплаты из системы социального обеспечения. Более того, в случае чрезмерного начисления соц. выплат, за эти действия ответственность лежит все-же на государстве, а не на лицах, которым предоставлены выплаты.

Подытоживая, стоит сказать, что не высокий уровень жизни способствует получению многими гражданами социальных выплат. При этом многих даже не удивляет ситуация с необходимостью возврата уже полученных средств. Но каждая ситуация индивидуальна и там, где в одном случае возврат средств вполне законен, в другом может быть абсолютно незаконным и таким, который нарушает права людей. В любом случае при наличии подобных споров, стоит проконсультироваться с адвокатом для понимания дальнейших действий.