eugen.kushnerenko@gmail.com
Украина, г. Чернигов, ул. Коцюбинского, 49/а, оф. 210

Мы в соцсетях:

Моя практикаСтатьиМедиация или зачем нужен адвокат

04.01.2014

Медиация – это процедура урегулирования конфликтов, посредством ведения переговоров и достижения взаимовыгодного компромиссного решения проблемы. Медиация применима к любым типам конфликтов: экономическим, социальным, правовым, трудовым, семейным.

В юриспруденции под медиацией обычно понимают процесс разрешения конфликтной ситуации, вытекающей из желания сторон реализовать свои действительные или мнимые права, наложить обязанности, являющиеся взаимоисключающими.

Суть любого спора или конфликтной ситуации сводится к тому, что стороны имеют противоположные взгляды или желания относительного одного и того же предмета.

Как показывает практика, стороны любого спора, не смотря на все разногласия, в глубине души желают мирного решения вопроса. Однако наличие личной неприязни ко второй стороне (примером, супруги или партнеры, делящие бизнес), не желание уступить из принципа, либо намерение осознано нанести ущерб, и приводят к невозможности разрешения ситуации посредством переговоров.

В таких случаях и нужны услуги профессиональных медиаторов или, проще говоря, переговорщиков. Возможно, некоторые возразят, мол, у нас не США и не Западная Европа, где ¾ юридических споров разрешаются путем переговоров и независимого арбитража.

Однако осмелюсь возразить, моя практика разрешения вопросов именно в сфере права привела к мысли о том, что отсутствие профессиональных медиаторов в данной отрасли и является одной из ключевых проблем правоприменения в Украине. В отечественной юриспруденции сложилась такая практика, что когда клиент приходит к адвокату и говорит: «я хочу подать в суд на того и того» или «я хочу чтобы возбудили дело против моего соседа, директора и т.д.», адвокат отвечает: «без проблем», мол деньги на бочку и я рад стараться. Но никто не задается причиной, а зачем это клиенту, на какой максимальный результат он рассчитывает в конечном итоге. Ведь очевидно, что не является основной целью для работника посадит своего директора на 10 лет строгого режима? Наверное, он жаждет пересмотра их трудовых отношений, изменения условий и размера оплаты. Как правило, все эти вопросы и остаются за пределами спектра правовых услуг, что оказываются адвокатом.

Я не откидаю важность судебного института и профессиональных знаний-навыков, они должны быть у адвоката по умолчанию. Но хочу подчеркнуть, что далеко не они приводят к успешному исходу того или иного дела. Умение грамотно общаться, выяснять истинные желания клиента, умение услышать другую сторону, понять их желания и мотивы поведения – вот это является залогом успеха.

Допустим, два супруга делят имущество. К адвокату приходи муж и говорит, что хочет что бы жене не досталось ни копейки или что бы машина/дача отошла именно ему и т.д. Но работая дальше с клиентом, понимаешь, что смысл вовсе состоит не в том, что бы забрать больше, а отдать меньше. Просто, банально хочется насолить, поскольку дача была куплена за деньги, которые достались жене от родителей, и конкретной машиной пользовалась тоже супруга. Вот что движет в первую очередь, а потом уже выступают меркантильные желания. Аналогии можно встретить в бизнесе, в спорах о взыскании материального, нематериального (морального) вреда и даже в уголовных делах.

Кстати, исследование тех же западных коллег показывают, что в ¾ конфликтных ситуациях стороны прибегают к судебному разбирательству именно потому, что в силу нежелания услышать второго участника, складывают искаженное представления и своих правах и обязанностях. Согласитесь, что если бы стороны четко для себя решили урегулировать вопрос во внесудебном порядке, то это бы получилось однозначно.

Зачем нужен адвокат?

Именно адвокат, как лицо обладающее знаниями права и судебной практики, может предложить эффективное решение конфликта, суть которого сводиться к применению конкретных норм права. Плюсы адвоката состоят в том, что не зависимо какой он не был бы нанят стороной, все равно он будет оставаться больше нейтральной персоной, нежели бывший партнер по бизнесу, супруг, директор или подчиненный. Собственно это и дает возможность адвокату, заняв как бы нейтральную позицию, разъяснить сторонам в нужном ключе их правомочности и найти, а в определенных ситуациях, подвести к очевидному решению.

Дело здесь не состоит в манипуляциях сознанием,  переубеждении посредством давления и запугивания, а в выявлении истинных мотивов поведения сторон, их желаний, соотношения с фактическими обстоятельствами дела и поиск того результата к которому в конечном итоге стремятся все.

В таких ситуациях применение умения общаться и убеждать, неразрывно связано с чисто профессиональными знаниями и навыками. Допустим, клиент изначально готов договориться и не желает прибегать к судебным процедурам, но вторая сторона, жаждущая «крови» настаивает на обратном. Адвокат, включаясь в процесс рассмотрения дела в суде, начинает влиять на его ход. Я не беру ситуацию переигрывания в суде второй стороны, но даже затягивая процесс рассмотрения дела, тем самым показывая неэффективность судебной процедуры, адвокат может убедить вторую сторону сесть за стол переговоров и вследствие придти к мировому соглашению.

Таких примеров масса. Здесь можно больше говорить не столько о нежелании клиентов решить спор путем ведения переговоров, сколько о самих адвокатах, неготовых выйти за рамки общепринятых в отечественной практике методов работы.