eugen.kushnerenko@gmail.com
Украина, г. Чернигов, проспект Миру, 12

Мы в соцсетях:

Моя практикаСтатьиЗащита бизнеса. Шаг государства навстречу.

28.11.2014

16.08.2014 года вступил в силу Закон Украины от 31.08.14. № 1622-VII «О внесении изменений к Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год». Указанный Закон был дополнен новой нормой, согласно которой, проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц – предпринимателей контролирующими органами (за исключением Государственной фискальной службы Украины) могут осуществлять до 01.01.2015 года только с разрешения Кабинета Министров Украины либо по заявлению самого субъекта хозяйствования.

Сразу стоит отметить, что такого благоприятного отношения со стороны государства в пользу бизнеса не было уже давно.

Кроме собственно моратория на проведения проверок законодатель впервые предусмотрел персональную ответственность чиновников за нарушение сроков осуществления проверок, нарушения периодичности плановых проверок, осуществление проверок при отсутствии оснований, установленных законом, проверка без своевременного письменного предупреждения, согласования, выход за пределы компетенции, не предоставление акта проверки и т.д. Так, еще недавно нередкими были случаи, когда налоговая инспекция (другой контролирующий орган) приходили на проверку по плану, вне плана, сроки проверки нередко затягивались, что негативно отображалось на ведении бизнеса, вынуждало платить откуп (взятку) с цель скорейшего завершения инспектирования или вступать в другие не правовые формы сотрудничества.

Теперь за это все предусмотрена персональная ответственность того чиновника, что направил на проверку своих сотрудников, равной степени, как и самих его подчиненных (ст. 161-22 Кодекса законов Украины об административных правонарушениях).

Приятным нововведение является и то, что если в свои планы проведения проверок  включен один и тот же субъект разными контролирующими органами, то это основание для проведения одной комплексной проверки, план которой должен утверждаться центральным органом исполнительной власти (проще говоря, соответствующим министерством).

Запрещено осуществление проверок по одному и тому же вопросу разными контролирующими органами (дублирование функций).

С внеплановыми проверками также есть позитивные изменения. Как известно, есть отдельная категория граждан, занимающихся на «профессиональной» основе подачей всевозможных заявлений в разные инстанции, одним словом, — жалобщики. Так вот, подобная проверка может иметь место только лишь по обоснованному заявлению лица и при наличии согласия центрального органу исполнительной власти (хотя обоснованность заявления — штука очень спорная).

Но более существенным является то, что согласно новым изменениям (ч. 5 ст. 4 Закона Украины № 877 от 05.04.07. «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»), приостановление реализации, изготовления продукции, предоставления услуг, исполнение работ субъектами хозяйствования, возможно лишь на основании решения суда. Ранее это осуществлялось административном порядке и часто было рычагом давления на бизнес.

Установлено, что в случае признания действий должностных лиц контролирующих органов незаконными, возмещение убытков будет осуществляться за счет бюджетов, предусмотренных на финансирование данных органов. В дальнейшем госорган будет взыскивать данный ущерб со своего недобросовестного сотрудника. При этом его сумма не ограничивается размерами месячного заработка, а будет осуществляться в приделах всего ущерба.

Как уже было сказано, мораторий на проведение проверок закончится 01.01.2015 года так, что у адвокатов специализирующихся на защите бизнеса, есть время для выработки стратегии и тактики в отстаивании прав своего Клиента перед государственными органами с учетом новых рычагов воздействия на чиновника.