eugen.kushnerenko@gmail.com
Украина, г. Чернигов, ул. Коцюбинского, 49/а, оф. 210

Мы в соцсетях:

Моя практикаСтатьиПраво потребителя на возмещение морального ущерба. Новая позиция Верховного Суда.

22.03.2019

Ни для кого не секрет, что потребители не всегда получают качественную продукцию или качественное оказание услуг. Вследствие недостатков полученной продукции нарушаются права потребителей, а иногда даже их здоровье и жизнь подвергается опасности.

Ранее существовала позиция Верховного суда, согласно которой возмещение морального вреда было возможным только в случае причинения его опасной для жизни и здоровья людей продукцией (решение ВСУ № 61575цс16 от 09.11.2016 года). Указанное решение было принято ссылаясь на ст. 4, 22 Закона «О защите прав потребителей». Именно такой правовой позиции придерживались суды при рассмотрении дел о возмещении морального вреда. Таким образом, люди могли лишь вернуть стоимость некачественного продукта или услуги, а с возмещением морального вреда дело обстояло сложнее.

Но сейчас уже появилась другая позиция у ВС, которая изменила отношение к взысканию морального вреда. Несколько иная позиция относительно морального вреда была высказана в постановлении Верховного Суда от 26.09.2018 года в деле №490/8831/15-ц по иску пассажира к «Украинской железной дороге» о взыскании стоимости проезда и возмещении морального вреда.

В данном деле пассажир жаловалась на качество услуг, оказанных ей перевозчиком, а именно на едкий запах краски в вагоне поезда и на загорание тепловоза, из-за чего поезд прибыл в пункт назначения с опозданием на 3 с половиной часа, во время второй поездки.

Решениями судов первой и аппеляционной инстанции в требовании о возмещении морального вреда было отказано. Однако при рассмотрении дела Верховным судом было принято решение об удовлетворении иска в части возмещения морального вреда.

ВС исходил из нормы ст. 4 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой потребители имеют право на возмещение имущественного и морального вреда, причиненного вследствие недостатков продукции. Также была применена ст. 22 вышеуказанного закона, в которой идет речь об одновременном решении судом вопроса о возмещении морального вреда при удовлетворении требований потребителя. Кроме того, Верховным судом была рассмотрена норма ст. 23 Гражданского кодекса, в которой указаны основания для возмещения морального вреда.

Однако ни в одной из рассмотренных норм закона нет прямой ссылки на опасность продукции (услуг) для жизни и здоровья людей, как на условие возмещения морального вреда.

Данным решением Верховный суд не указал на отступление от правовой позиции, но его решение указало на отсутствие в профильном законе прямого указания на то, что моральный вред может быть возмещен только в случае, если продукция является опасной для жизни и здоровья человека. И указанная позиция кажется более законной и справедливой.

Таким образом, сейчас можно побороться в суде за взыскание не только имущественного, но и морального вреда. Конечно же, лучше это делать вместе с опытным адвокатом специалист по защите прав потребителя.