eugen.kushnerenko@gmail.com
Украина, г. Чернигов, проспект Миру, 12

Мы в соцсетях:

Моя практикаСтатьиГоспродпотребслужба наложила штраф за рекламу. А была ли это реклама или информационная вывеска?

10.02.2022

Сегодня невозможно представить себе любую деятельность в частной сфере без рекламы. Даже некоторые коммунальные предприятия прибегают к услугам рекламирования. Наверное, каждый предприниматель знает, что прежде, чем рекламировать свой товар, нужно получить разрешение на рекламу.

Госпродпотребслужба участила проверки предпринимателей, касающиеся рекламы. При этом решения контролирующего органа беспощадны. За рекламу принимают все возможные вывески. Как правило, для начала у Вас требуют пояснения с указанием стоимости рекламы. Это необходимо для определения размера штрафа.

Стоит указать, что размер штрафа за незаконную рекламу зависит от стоимости размещенной рекламы и составляет ее пятикратный размер. Если же стоимость рекламы не удастся установить, то это не значит, что штрафа не будет. В таком случае штраф все равно будет на уровне 300 необлагаемых минимумов доходов граждан. Стоит сказать, что намеренно вводить в заблуждение касательно стоимости рекламы также не стоит, ведь за предоставление заведомо ложной информации также установлен штраф.

Но все вышесказанное не свидетельствует о том, что нужно сразу платить штраф и соглашаться с выводами Госпродпотребслужбы. Ведь не всегда определение рекламы является правильным. Иногда за рекламу принимают любую вывеску. Поэтому нужно уметь разграничивать эти конструкции, дабы не платить за то, что не есть рекламой. Существуют понятия «реклама» и «информационная вывеска». Эти конструкции очень похожи, но имеют ряд отличий по габаритам, способу и месту расположения, содержании информации.

Закон Украины «О рекламе» четко регламентирует, что является рекламой, а что – нет. В частности, в ст.1 закона указано, что реклама – это информация о личности или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких личности или товара.

В то же время, статья 9 Закона Украины «О рекламе» указывает, что вывеска или табличка с информацией о зарегистрированном наименовании лица, знаки для товаров и услуг, принадлежащих этому лицу, вид его деятельности (если это не вытекает из зарегистрированного наименования лица), время работы, размещенной на внутренней поверхности собственного или предоставленного в пользование лицу помещения, на наружной поверхности дома или сооружения не выше первого этажа или на этаже, где находится собственное или предоставленное в пользование лицу помещение, у входа в такое помещение, не считается рекламой.

Даже из определений, данных в Законе можно сделать выводы о следующих отличиях. Относительно назначения конструкции, то в рекламе – это в первую очередь привлечение клиентов и призыв к покупке товара или услуги, в вывеске – это информирование клиентов. Вывеска не может призывать к покупке.

Следующий момент – это месторасположения. Информационная вывеска может быть расположена лишь у входа в помещение либо на этаже, где находится Ваше помещение. В свою очередь, реклама не имеет привязки к месту осуществления предпринимательской деятельности и может быть размещена где угодно. Кроме того, Закон гласит, что размещение информации о производителе товара (или сам товар) в местах реализации не считается рекламой.

Также в отдельных регионах установлены свои отдельные требования к вывескам и табличкам. По общему правилу вывеска не должна быть больше 3 квадратных метров.

К примеру, бегущая строка на фасаде магазина с перечнем товаров, которые продаются, без указания торговой марки, производителя и т.д., по нашему мнению не может считаться рекламой. По сути, такая бегущая строка указывает на вид деятельности магазина, не призывая к покупке конкретного товара.

При рассмотрении спора о наложении штрафа за нарушение законодательства о рекламе, Верховный Суд высказал свою позицию. По мнению ВС определенная информация может быть признана рекламой тогда, когда она указывает на конкретное, индивидуально определенное лицо или на конкретный, индивидуально определенный товар с указанием наименования, качественные показатели, страну происхождения, производителя и т.д.

Поэтому не спешите соглашаться с нарушением и платить штраф, не разобравшись в обвинениях Госпродпотребслужбы. Советую обратиться к специалистам, которые помогут Вам разобраться в правомерности наложения штрафа и, при необходимости, отстоять Вашу позицию. Лучше это делать на начальном этапе, чтобы сразу понимать свою позицию.