Нарушение, гарантированных Конституцией прав и свобод, в нашей стране носят такой откровенный характер, что нередко единственным реальным механизмом их защиты стает жалоба в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим более детально этот вопрос.

Обращению в Европейский суд по правам человека (или Страсбургский Суд) предшествует рассмотрения дела в национальных судебных инстанциях. Что в себя это  включает?

Перед обращением в ЕСПЧ заявитель должен исчерпать все национальные средства защиты своих прав. Если это касается рассмотрения уголовного или гражданского дела по существу, то последней инстанцией, после которой можно обращаться с жалобой в ЕСПЧ, будет решения Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению уголовных и гражданских дел, либо Высшего административного, Высшего хозяйственного суда Украины. Даже если в заявителя есть возможность пересмотра дела в Верховном Суде Украины, обращения к этому органу судебной защиту расценивается ЕСПЧ, как неэффективный способ защиты своих справ. Таким образом заявитель, ожидая окончательного решения от Верховного Суда, может пропустись, установленный Конвенцией 6 месячный строк на обращение с жалобой в Европейский суд.

Основными этапами производства в Европейском суде по правам человека есть:

1.     Подача жалобы в Суд и ее регистрация;

2.     Подача ходатайства о применении Правила 39 (при необходимости) – применение временных средств;

3.     Назначение судьи-докладчика;

4.     Решение вопроса о приемлемости жалобы;

5.     Рассмотрения жалобы по существу (или одновременно рассмотрения вопроса о приемлемости заявления и самой жалобы по существу в порядке письменного производства – большинство дел):

— сообщения правительства-ответчика о назначении дела к рассмотрению та предоставление им своих замечаний;

— пересылка замечаний правительства-ответчика заявителю для предоставления им своих комментариев;

— подача заявителем заявления о предоставлении ему бесплатной правовой помощи (при необходимости);

— подача заявителем комментариев на замечания правительства-ответчика и

требований о справедливой сатисфакции;

— пересылка комментариев и требований заявителя правительству-ответчику для

предоставления своих комментариев.

6.     Принятие решения по существу Комитетом ЕСПЧ в составе 3 судей, либо передача дела на рассмотрения Палаты ЕСПЧ в составе 7 судей;

7.     Рассмотрение дела Палатой ЕСПЧ и принятие решения о приемлемости жалобы и по существу.

Кроме того, на стадии рассмотрения дела в Комитете либо Палате ЕСПЧ возможно дружественное урегулирование спора, а также вынесение односторонней декларации. Что касательно Украины, то при принятии Комитетом ЕСПЧ решения о приемлемости жалобы заявителя, как правило, наше правительство пытается урегулировать данный спор в дружественном порядке. То есть, понимая, что в данной ситуации есть нарушения Конвенции, правительство предлагает заявителю денежную компенсацию, которая, правда, является куда ниже той, что может получить он в результате позитивного рассмотрения его дела в Суде. Если заявитель не соглашается на дружественное урегулирование, правительство-ответчик имеет право подать заявления об изъятии дела с реестра суда, но такое заявления должно сопровождаться односторонней декларацией.

Односторонняя декларация представляет собой документ в котором четко государство констатирует факт нарушения своих прав и очерчивает сферу действий, которые обязуется предпринять для возобновления нарушенных прав, в том числе выплатить денежную компенсацию. В таком случае Суд на собственное усмотрение решает, ограничиться взятыми на себя обязательствами правительством-ответчиком, либо принять решение по существу.

Решения Комитета либо Палаты является окончательным и обжалований не подлежат. Однако в течении одного месяца стороны могут подать свои замечания, касательно исправления описок или других неточностей. Также, в течение года стороны имеют право просить суд разъяснить суть решения или отдельных его выводов.