eugen.kushnerenko@gmail.com
Украина, г. Чернигов, проспект Миру, 12

Мы в соцсетях:

Моя практикаСтатьиПроцедурные нарушения налоговых органов: помощь адвоката.

18.02.2022

На сегодняшний день очень остро стоит вопрос о законности действий налоговых органов, в том числе о соблюдении порядка и сроков проведения налоговых проверок.

При установление процедурных, или же иных нарушений органами государственных доходов, данное решение можно обжаловать и признать не законным в судебном порядке.

Законодательством четко установлен перечень процедурных нарушений, при проведении проверок, которые являются незаконными и относятся к грубым ошибкам.

Как показывает практика к грубым нарушениям, которые часто встречаются и тянут за собой недействительность, или незаконность проверок, можно отнести следующие:

— Отсутствие оснований проведения проверок.

— Отсутствие уведомления, или несоблюдения сроков уведомления о проведения проверки.

— Нарушение сроков проведения проверок.

В части отсутствия оснований проведения проверок нарушения выражаются в отсутствии предписания, невручении предписания или вручении его ненадлежащему лицу, а также в отсутствии регистрации предписания в уполномоченном органе.
Кроме того, некорректное вынесение и оформление предписания также может трактоваться как грубое нарушение законодательства при проведении проверки. К примеру, ошибочное указание в предписании проверяемых вопросов или проверяемого периода влечет его незаконность и, соответственно, недействительность самой проверки.

Обязанность контролирующих органов уведомлять налогоплательщика о проверке, а также регламент провождения данной процедуры закреплены в Налоговом кодексе, и при этом всяческие проверки должны быть согласно установленных норм и правил.

При этом норма, которая предусмотрена законодательством не должна нарушатся проверяющими органами, в том числе срок тридцать календарных дней до начала проведения налоговой проверки, на протяжении которого Вам должны направить или вручить извещение о проведении налоговой проверки.

Не соблюдение установленных норм является грубым нарушением порядка проведения проверок.

На сегодняшний день есть положительные тенденции для налогоплательщиков, согласно изменений судебной практики по обжалованию последствий налоговых проверок по нарушении налоговым органом норм налогового законодательства как на стадии их назначения и проведения.

В постановлении Верховного Суда от 21 февраля 2020 г. по делу № 826/17123/18 Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда отступил от выводов о применении нормы права в подобных правоотношениях в части того, что именно на этапе допуска к проверке налогоплательщик поставил вопрос о необоснованности ее назначения и проведения, реализовав свое право на защиту от безосновательного осуществления налогового контроля относительно себя; а также что допуск к проверке нивелирует правовые последствия процедурных нарушений, допущенных контролирующим органом при назначении и проведении соответствующей документальной выездной или фактической проверки, изложенных в постановлениях Верховного Суда от 13 марта 2018 г. (дело №804/1113/16), от 24 мая 2019 г. (дело № 826/16221/15), от 03 октября 2019 г. (дело № 820/850/16), от 16 октября 2019 (дело № 820/11291/15), от 22 ноября 2019 (дело № 815/4392/15) и т.д.

Согласно постановления Верховного Суда в составе коллегии судей Кассационного административного суда от 01.04.2021 г. по делу №810/1420/16 необеспечение налоговым органом права налогоплательщика на участие в процессе принятия решений по результатам проведенной налоговой проверки и нарушение порядка по рассмотрению возражений на акт проверки влечет признание ППР, принятых по результатам такой проверки, противоправными.

Исходя с этого, если у Вас возник вопрос о незаконности или не правомерности проведения налоговых проверок, в частности нарушения их процедуры, его нужно незамедлительно устранять и отстаивать свою правоту и законность. Мы поможем доказать Вашу правоту в судебном порядке.